ОСАГО: что изменится в 2019 году
Закон, обязывающий всех водителей страховать свою ответственность, в России вступил в силу 15 лет назад. На протяжении этого времени споры о том, как усовершенствовать законодательство и сделать систему ОСАГО более гибкой и удобной, не прекращаются. За время действия «автогражданки» в соответствующий закон вносилась масса изменений, но водители и страховщики до сих пор недовольны. Претензии есть у каждой стороны.
Разработчики нового пакета законодательных инициатив, который вступит в силу со следующего года, уверены, что поправки позволят решить наиболее острые вопросы.
Бонус теперь не «сгорит»
Самое масштабное изменение в законе об ОСАГО касается порядка присвоения и сохранения коэффициента бонус-малус (КБМ). Напомним, он влияет на размер страховой премии. Коэффициент определяется исходя из количества страховых случаев, произошедших в период действия годового договора ОСАГО. В первый год страхования автоматически присваивается коэффициент 1 (класс 3). При отсутствии страховых случаев в течение года скидка увеличивается на 5% (класс 4), на третий год скидка составит 10% (класс 5) и так далее. При наличии выплат класс понижается. Проще говоря, водитель, который в течение года ездит аккуратно, при расчете стоимости ОСАГО на последующий период получает приличную скидку, и, наоборот, злостный нарушитель заплатит за полис больше.
Одна из основных претензий водителей к нынешней системе начисления и учета коэффициента – бонусы «сгорают», в случае если человек год не оформлял полис. По истечении 12 месяцев и более безаварийный водитель при расчете получает начальный, третий класс страхователя (КБМ = 1), лишаясь всех ранее заработанных скидок. Эта же система дает «лазейку» для злостных нарушителей. Поездив год без полиса, злостный автохам, выходит с «чистой» репутацией и платит за следующий полис ОСАГО столько же, сколько и законопослушный автовладелец.
– У меня права с 1997 года. Управляю машиной аккуратно. Ни разу не было аварий по моей вине, – рассказывает сахалинка Ольга Ким. – Благодаря этому при оформлении страховки всегда получала приличную скидку. В позапрошлом году по семейным обстоятельствам пришлось продать автомобиль. Новую удалось купить только через год с небольшим. Пошла оформлять полис и выяснилось, что все мои бонусы пропали. Одновременно со мной полис ОСАГО оформляла дочь. Она недавно сдала на права купила себе машину. В итоге мы заплатили практически одинаковую сумму. Я, водитель со стажем и безаварийной ездой, и она, абсолютный новичок. Считаю, что так несправедливо.
И таких случаев по стране немало.
– Более 50% всех жалоб на ОСАГО, поступающих в Банк России, сегодня относится, прежде всего, к коэффициенту бонус-малус (КБМ), – подчеркнул в интервью 56orb.ru директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния. – Проблема кроется в несовершенстве самой системы. Поэтому сейчас предполагается изменить систему КБМ, чтобы она стала простой и понятной. На сегодняшний день система такова, что если человек в течение года не был вписан в полис ОСАГО, его коэффициент обнуляется. Также он сгорает и у аварийного водителя, который на год не вписывается в страховку и водит машину по полису мультидрайв, то есть без ограничения водителей.
Новая система действия коэффициента закроет лазейки для аварийных водителей, с одной стороны, и, с другой – не будет обнулять коэффициент, если человек по какой-то причине год не был вписан ни в один полис ОСАГО.
С 2019 года ошибки и недочеты системы будут исправлены. По новым правилам КБМ присваивается персонально водителю, и не будет меняться в течение всего года. Предусмотрена и отмена «срок давности»: можно сделать паузу в управлении авто (даже на несколько лет), затем снова сесть за руль. При оформлении полиса ранее заработанный бонус сохранится.
Устранен в новой системе и еще один серьезный недочет. Сегодня, если человек вписан в полисы ОСАГО на разные машины, у него происходит «задвоение» КБМ, из-за чего он может потерять скидку.
– Подобные недочеты предполагается устранить в рамках первого этапа реформы, – поясняет Габуния. – Теперь каждый водитель будет иметь только один КБМ. А для тех, кто имел несколько коэффициентов на этапе старта новой системы, будет браться наилучший показатель, таким образом, водитель сможет рассчитывать на максимальную скидку, которую он заслужил в соответствии с тем, как он отъездил предыдущий период.
Инициаторы грядущих перемен подчеркивают, что основная цель таких изменений – возможность предоставить каждому водителю персональный тариф. Именно такой порядок расчета стоимости ОСАГО позволит развести по разные стороны «баррикад» аккуратных водителей и злостных нарушителей.
Защита пострадавших – в приоритете
В последнее время количество жалоб на невозможность приобрести полис ОСАГО или навязывание дополнительных услуг страховыми компаниями стало меньше. Однако нельзя сказать, что проблемы в этом плане не существуют.
Для борьбы со страховщиками, которые препятствуют возможности граждан нормально купить полис ОСАГО, Банк России планирует вновь увеличить штрафы в отношении первых. Также идет обсуждение инициативы, согласно которой оформление договора автострахования будет проходить под «прицелом» камер с аудио- и видеозаписью.
Изменения, которые касаются автострахования и пока еще рассматриваются, – отмена учета износа деталей и запчастей при расчете денежной компенсации за ущерб, причиненный автомобилю в ДТП. Сегодня страховые компании рассчитывают стоимость выплат на ремонт авто с учетом износа деталей. Нововведения позволят сделать так, чтобы денег, которые выплачивает страховщик, хватало на ремонт.
Правда, будут и ограничения, направленные на предупреждение возможных мошенничеств. Нельзя будет привести в негодность (намеренно или случайно) свой старенький автомобиль и обратиться в страховую за деньгами на новую машину. При полной гибели автомобиля должна возмещаться его реальная стоимость.
Новшества касаются также повышения лимита ответственности по ОСАГО за вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в дорожно-транспортном происшествии. Сейчас жизнь пассажира маршрутного транспортного средства оценивается вчетверо выше, чем жизнь пешехода или пассажира обычного автомобиля. В этой ситуации совершенно справедливо выглядит грядущее выравнивание страховых сумм, которые получают наследники вне зависимости от того, находился ли погибший внутри салона или снаружи. Новые поправки к закону об «автогражданке» приведут к постепенному повышению сумм, которые покрывают защиту жизни и здоровья.
Нет комментариев. Ваш будет первым!