Правый уклонизм
В этом году на нас хлынула вторая волна подержанных машин из Японии. И даже не волна, а настоящее цунами — впервые за всю историю "бэушных" иномарок из Страны восходящего солнца ввезено больше, чем истинных "арийцев". И это при том, что число машин, поступающих к нам с Запада, также стабильно растет. В прошлом, лет пять-семь назад, уже были попытки массового завоза в Центральную Россию "праворукой" техники. Но пусть и качественные, но весьма неказистые и устаревшие "японки" на фоне статных "немцев" заметно проигрывали и не прижились тогда на территории, плотно занятой еще и ВАЗами-ГАЗами. Между тем на всех зауральских просторах, и особенно на Дальнем Востоке и в Якутии, не имеющих постоянного автосообщения с "материком", количество "зеркальной" техники неуклонно стремится к 100%. Анекдот о целесообразности перехода Приморья на левостороннее движение перестал быть смешным — даже машины "скорой" и милиции во Владивостоке японские! А значительная часть трудоспособного населения в свободное от рыболовства время занята перепродажей автопродукции, купленной за бесценок у врагов (как вы помните, мирный договор между нами и Японией так и не подписан из-за аннексии Курильских островов). Дело в том, что при высочайшем уровне жизни наших самых восточных соседей, сумасшедшем техническом прогрессе и придирчивом техосмотре цены на эксплуатируемые автомобили падают там катастрофическими темпами. И кабы не русская дружеская поддержка, бедные улыбчивые японцы просто вынуждены были бы отправлять свои почти идеальные с нашей точки зрения шести-семилетние автомобили под пресс.
Но несмотря на то, что запрет "праворульных" машин многие называют провокацией с целью отделения востока России от исторического центра, раздается много голосов и в пользу добровольного отказа от ввоза "японок". И если интерес отечественного автолобби, продавливающего любые ограничения, ослабляющие конкуренцию своим мертворожденным "десяткам" и "Одам", очевиден, то ведь имеются и вполне здравые мотивы ущемить интересы меньшинства во благо большинства. Главный недостаток правого руля лежит на поверхности — при обгоне вы сначала "выносите" на "встречку" пассажирскую сторону, а уже потом убеждаетесь в отсутствии (или наличии) несущихся навстречу автомобилей. Чтобы идущим вам в лоб машинам не приходилось в ужасе уворачиваться от вашего внезапного маневра, вы, обгоняя, должны держать такую дистанцию, как правило, гораздо большую, чем обычно, которая позволила бы иметь тот же угол безопасного обзора. Но, согласитесь, далеко не каждый водитель согласится растягивать во времени этот самый рискованный и столь распространенный маневр. Попробуйте-ка на привычной леворульной машине с большой разницей скоростей пообгонять грузовики по самой правой полосе. Довольно скоро трезвомыслящий водитель поймет, почему обгон справа запрещен. То тут, то там вы будете экстренно тормозить, упираясь в автобусы, причалившие к остановке, или выезжающие из дворов "Газели". А если еще по правой обочине "под сотню" попрут встречные "гонщики"?! Наверное, приноровиться можно ко всему, но постоянное внутреннее напряжение будет обеспечено. Переверните эту картину зеркально — и получите представление о езде на "праворуком бандите". То, что надо для любителей острых ощущений!
Отношение к другой особенности эксплуатации подобных машин не так однозначно. Водителю, само собой, удобнее высаживаться прямиком на тротуар, а не на грязную и неуютную проезжую часть. Не нужно выжидать, пока пролетит весь попутный поток, идущий вплотную и угрожающий оторвать левую переднюю дверь вместе с частью вашей хрупкой и бесценной плоти. Но ведь той же опасности в этом случае подвергается пассажир, который вовсе не обязан иметь "права" и в той же степени, что и водитель, отвечать за свои действия! Доводы "я всегда езжу один" или "моя постоянная спутница давно обучена азам экстремального выхода из салона" остаются малоубедительными, потому что нельзя гарантировать, что, например, к вам никогда не подсядет случайный пассажир, чьи внезапные и порывистые действия не приведут к трагедии, за которую отвечать, кстати, водителю. Ну и третьим существенным органическим пороком всей армады обрусевших "японок" является нестандартное светораспределение при ближнем свете. При правильной регулировке рисунок стекол фар не позволяет лупить по глазам встречным, зато максимально высвечивает обочину, где могут скрываться пешеходы, велосипедисты, стоящий транспорт, камни, ямы и так до бесконечности. В Японии обочина с другой стороны — как раз там, где у нас "встречка". Прикиньте — "японки" с включенным ближним светом создают эффект потока, движущегося с дальним светом. А вы им в ответ! Удобно? Да нет — проигрывают все, особенно те, кто не заказывал себе такого развлечения.
В похожей ситуации находятся автомобили, прибывшие в Европу из Великобритании. Так вот тот, кто ездит на континенте подолгу, знает, что там на фары приклеивают черные сегменты, перекрывающие слепящие участки стекол. Хотя правые сектора все же остаются "слепыми". Со всем вышеперечисленным можно было бы смириться, но вот вопрос: во имя чего? Доводы тех, кто плотно подсел на правый руль — "нам так удобно", "имеем право" и "не трогайте нас", — увы, отдают крайним эгоцентризмом, непростительным в цивилизованном обществе. Слышна и иная реплика, мол, японские модели для внутреннего рынка заметно богаче по оснащению и комфорту своих собратьев, собираемых для остального мира. Мы, как говорится, рады за вас, экономные и одновременно сибаритствующие граждане, но, по-моему, личные удобства не должны выходить за пределы технических рамок безопасности. А это, к сожалению, не так. Приходится слышать, что "праворульность" автомобиля нигде не фиксируется как причина ДТП. Но большинство аварий с такими машинами несут типичные характеристики: не справился с управлением, или не выполнил правил обгона, или даже был нетрезв, хотя в каждом случае может присутствовать небольшая доля влияния "неправильного" расположения водителя.
В нашей стране, как известно, и без того число жертв в автоавариях чудовищно велико. Шансов погибнуть в ДТП при проезде каждого километра трассы у россиянина в среднем в пятьдесят раз больше, чем, скажем, у немца! И любой дополнительный фактор риска чреват страшными цифрами. Один из вариантов решения проблемы — переделка ввезенных из Японии машин под наш стандарт. Но взять необходимые для этого детали (оптика, панель приборов, стеклоочистители, педальный узел) по приемлемой цене от 1 до 2 тысяч долларов реально только на разборке. Кроме того, далеко не все модели имеют аналог "под Европу", а главное, легализовать и сертифицировать этот процесс практически невозможно. Но этот выход из положения, думается, все же разумный, хоть и с оговорками. Реалии жизни в нашей стране таковы, что в азиатской ее части запрет транспорта с правым рулем представляется абсолютно невозможным — просто потому, что б/у импорт из Японии позволил людям из самых широких слоев общества, и не мечтавшим о собственной машине, стать автовладельцами. Вместе с этим, сибиряки и дальневосточники на практике приспособились к более-менее безопасной езде с "чужой" компоновкой. Но в европейской России доля "праворульников" мала, почти нет культуры их эксплуатации и лишь незначительная часть населения будет затронута запретом на эти машины. Да и чисто экономически везти сюда японский автомобиль невыгодно. А во "Владик", наоборот, нет смысла отправлять Audi или BMW — стоимость доставки сделает "немца" просто золотым. Напрашивается идеальное решение: наложить запрет на эксплуатацию "праворукой" техники в западной части страны. Увы — юристы ссылаются на невозможность принятия закона, не распространяющегося на всю Федерацию. Но, как проповедовал Христос, закон для человека, а не человек для закона.
Читайте также:
→ Безопасность в пути: советы женщинам
→ Присадки
→ Тюнинг: Спортивные глушители. Прямоточная система выпуска
Нет комментариев. Ваш будет первым!