Непростые
Наверное, не случайно идея "дворников" – устройств, очищающих стекло снаружи специальной "смёткой", – впервые пришла в голову женщине. Эта идея навеяна, по-видимому, бытовыми, домашними, аналогиями, которые и были остроумно перенесены на автомобиль. Столь изобретательной дамой была Мэри Андерсен, которая прониклась жалостью к бедным героям-автомобилистам, вынужденным в дождь и снег либо открывать переднее стекло, либо ехать, высунув голову в окно. Некоторые историки, правда, оспаривают версию женского авторства, однако факт: патент на первый автомобильный стеклоочиститель в 1903 году получила именно мадам Андерсен.
Слегка усовершенствованный автостроителями "дворник" (сначала единственный) имел ручной привод и представлял собой простейшее устройство: проходящий сквозь верхний край рамы лобового стекла шток, у которого на одном конце крепился скребок, а на другом – рукоятка, вращая ее, водитель счищал со стекла снег или дождевые потеки. Естественно, что ехать в непогоду приходилось по-черепашьи, но и это уже был прогресс. Тем более что вскоре на дорогих моделях, а затем и на более дешевых, инженеры стали внедрять "автоматику" – так, с 1910 года у дворника появляются пневматический и механический приводы.
И тут на арену вновь выходят женщины: авторство идеи применяемого сегодня электрического привода приписывают опять-таки даме – Шарлотте Бриджвуд, получившей соответствующий патент в 1917 году. Изобретательница, кстати, оказалась еще и весьма предприимчивой особой: миссис Бриджвуд вместе со своей дочерью Флоренс Лоренс организовали компанию "Бриджвуд", которая занималась в том числе и производством "электрических дворников". Но только вот получить от изобретения прибыль дамам не удалось: у автопроизводителей их конструкция интереса не вызвала.
Однако в самом начале 20-х годов к концепции электрического привода "дворников" приглядываются попристальней спецы из компании Robert Bosch GmbH и, оценив перспективы, берут идею в "плотную" разработку. И в 1927 году, в мае, бошевские инженеры представляют на рынок компактное, безотказное и недорогое электрическое устройство, знакомое сегодня всем. Вот уже почти 80 лет оно практически без изменений устанавливается на все автомобили.
С начала 50-х приходит время создания нынешнего типа щеток: тогда на автомобилях взамен плоских стали появляться выпуклые лобовые стекла, для которых прежние, простые плоские, скребки уже не годились. Окончательно современный вид и конструкция щеток формируется к началу 60-х и тогда же в ПДД многих стран вводится запрет на движение в непогоду без "дворников". Последние серьезные изменения в устройстве стеклоочистителей произошли в нынешнем тысячелетии, когда тон задал не кто иной, как опять-таки инженеры Bosch, представившие оригинальную безрамную щетку Aerotwin, она считается на данный момент самой прогрессивной разработкой. В модели Aerotwin конструкторы полностью отказались от привычного каркаса из "коромысел" с системой скоб и шарниров, сделав более широкой армирующую упругую полосу и придав ей изгиб. Лишенные шарнирного каркаса, новые "дворники" избавились и от всех его проблем: коррозии, заедания и расшатывания соединений, шума на скорости. Прогрессивность Aerotwin коснулась и непосредственной рабочей части – ленты-щетки, состоящей из двух частей. Верхняя изготовлена из более мягкого каучука, обеспечивающего равномерный ход, быстрый переброс и уменьшение скрипа, а нижняя, имеющая двойной кант, – из более жесткого каучука с графитовым напылением, что делает очистку стекла высокоэффективной.
Сегодня на службу "дворникам" идут современные материалы и технологии. Так, у Champion, при сохранении традиционной конструкции щеток, металлические детали оцинкованы, фосфатированы, окрашены в пять слоев электростатическим способом и покрыты полиэстером. Рабочая лента изготавливается методом "цельного вытягивания", и в ней используется резина специального состава, обработанная бромином. И все это при высококачественном исполнении. Не хуже потрудились создатели модели Trico Teflon. Производитель использовал материал, обладающий отличным скольжением, антиприлипающими и водонепроницаемыми свойствами, – тефлон. Добавленный в чистящую кромку щетки, он снижает трение, обеспечивая более равномерную и эффективную очистку, а также придавая щетке лучшие противоизносные и антикоррозионные свойства. Свои новые разработки представляют и Hella, Valeo (SWF), PJ, Alcо, Pylon, предлагая разнообразные конструкции щеток, у которых каркас содержит элементы из прочного пластика и нержавеющей стали, рабочие ленты оригинального профиля и специального состава резину. В целом, требования, которым должен удовлетворять современный стеклоочиститель, – это качественное и эффективное удаление воды, снега и грязи в течение около 500 тыс. циклов, что равно по площади примерно 50 футбольным полям или году по сроку службы.
Но рынок есть рынок, поэтому существует и совершенно противоположный полюс качества "дворников". Сегодня азиатские производители уже научились в общих чертах копировать и конструкцию каркаса, и геометрию рабочей ленты, только вот с техническими характеристиками материалов – упругостью, скольжением, износной и коррозионной стойкостью – дела у них обстоят плоховато. У тайваньских щеток за несколько десятков рублей рабочая часть ленты делается из резины низкого сорта или той же пробы силикона, часто с нарушением геометрии, не заметным глазу, отчего кромки не работают под нужным углом и довольно быстро стираются, становясь овальными, и щетка начинает в основном лишь размазывать воду. Изготовленный из бросового металла, каркас быстро расшатывается и теряет жесткость, отчего щетка начинает "дробить"- дешевая окраска плохо противостоит ржавчине. Нередко такое изделие вообще оказывается попросту кривым: защелка шатается, лента прилегает к стеклу неравномерно и чистит полосами.
Однако потребителю наибольшую проблему создают "дворники" среднего класса. Понятно, что когда видишь Bosch за 700 рублей в магазине оригинальных запчастей и изделие "мэйд ин Тайвань" за 30 рублей на местном авторынке, то сразу ясно что к чему.
Первое, что стоит вспомнить тем, кто находит для себя слишком дорогим делом покупать щетки в магазине оригинальных запчастей и хочет подыскать что-нибудь более "демократичное", – это прежде всего то, что нужно воспользоваться общими для всех товаров правилами определения "паленки" – смотреть на исполнение упаковки и общий вид самого товара. Лакокрасочное покрытие на каркас должно быть нанесено равномерно и иметь вид твердого слоя. Сам каркас не должен ощутимо шататься в соединениях, а арматура ленты в зажимах, напротив, должна перемещаться свободно, без заеданий. Рабочая лента является важнейшей деталью щетки, в значительной степени определяя качество ее работы, поэтому на нее стоит обратить особое внимание.
У современного "дворника" она должна иметь по прилегающему к стеклу краю прямоугольный срез, образующий две острые кромки. При движении щетки вперед-назад лента каждый раз изгибается и, отклоняясь под углом, то одна, то другая острые кромки, словно клином, продавливают слой воды и счищают ее со стекла. Никаких скруглений этих кромок на новых щетках быть не должно – срез должен быть точным. Также ленты должны иметь однородную фактуру, цвет и выдержанную геометрию по всей длине без каких-либо утолщений, сужений, волн, заусенцев и т. п.
Стоит все же сдержанно относиться к надписям о модных силиконе, тефлоне, натуральном каучуке и пр., которые подчас преподносятся продавцами как некие суперновинки- имея их в своем составе, изделие якобы приобретает непревзойденные качества. На все это можно заметить, что и силикон, и тефлон, и другие современные материалы действительно обладают рядом ценных свойств, однако сами по себе еще ничего не определяют: важны их рецептура и технология применения.
Текст: Михаил Щелоков
Фото: фирмы-производителиЖурнал "Колеса"
Читайте также:
→ При тонировке стекол нужно знать меру
→ Рейтинг надежности автомобилей по версии журнала "Which?"
→ Двухконтурная тормозная система.
Нет комментариев. Ваш будет первым!