КОСМЕТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ
Справиться с дурными влияниями окружающей среды и со старением машине, как и женщине, помогает косметика. Тут подкрасим, там замажем, здесь отполируем - и как новенькая (в уме следует держать многочисленные примеры некоторых эстрадных звезд с весьма солидным "пробегом"). Внешний вид автомобиля, как известно, начинается с кузова. Здесь полировка является именно той косметической процедурой, которая способна "нехирургическим" путем (т.е. без перекраски) буквально обновить машину.
В чем состоит задача полироли? Для придания блеска - поверхность обязана быть гладкой. Таким образом, полироль должна сглаживать все трещинки, царапины, неровности и сколы. Если подходить комплексно, то и создавать некую дополнительную пленку, хорошо отражающую свет и защищающую поверхность кузова от возникновения новых дефектов. Задача не из легких, учитывая индивидуальный характер повреждений лакокрасочного покрытия, условия эксплуатации и собственно цель полировки (профилактика дефектов, желание обновить старого друга, острое желание "впарить" его покупателю и так далее). Поэтому ассортимент продукции, предназначенной для полировки кузова, велик до неприличия. И наиболее уместной будет некая "двойная" классификация всего этого разнообразия как на основе состава, так и сообразно решаемым задачам.
ЗАПОЛНИТЬ ПУСТЫЕ МЕСТА
Но начнем с того, что объединяет практически все полироли. По составу они обычно представляют собой сложную смесь восков, силиконов и силиконовых смол. В состав также могут входить нерастворимые красители и пигменты, усиливающие первоначальный цвет кузова, заполняющие и таким образом скрывающие местные потертости и царапины.
Cцепление полироли с окрашенной поверхностью обеспечивается за счет ионного электрохимического процесса. Постепенно, по мере того, как силиконы и воски химически разлагаются загрязняющими веществами и ультрафиолетовыми лучами, пленка полироли истончается, что ведет к потере блеска.
С помощью силиконовых полимеров перекрестного сцепления красители и пигменты прочно соединяются внутри полирующего состава и сохраняют стабильность до тех пор, пока пленка присутствует на поверхности кузова. Толщина пленки зависит от состояния лакокрасочной поверхности. На стандартном покрытии полироль заполняет неровности окрашенного слоя, который под увеличением выглядит довольно грубым.
Эффективность заполнения царапин и потертостей с помощью полироли зависит исключительно от их размера и формы. Следы от неправильной мойки, а также мелкие царапины могут быть заполнены практически полностью- более широкие царапины заполнить труднее, поскольку полирующая ткань одновременно накладывает и снимает с них полироль.
"НАЖДАЧКА" ДЛЯ КАПОТА
Абразивные полироли содержат частицы, "сдирающие" верхний (микронный) слой лакокрасочного покрытия (ЛКП), окислившийся от вредных воздействий окружающей среды, и позволяющие загладить мелкие царапинки, освежить и подровнять цвет, вывести матовость после неудачной "гаражной" покраски. Бывают разной степени "тонкости" - от полиролей с крупным зерном до щадящих (как правило, жидких) с мелкодисперсными абразивными частицами. Для покрытий "металлик" и "перламутр" используются только специальные абразивы, имеющие отметку:
Metallic Finish Restorer (восстановитель поверхностей "металлик") - или аналогичную, свидетельствующую, что данный продукт не оставит потертости на лаковом слое.
Но не нужно чрезмерно усердствовать с абразивами, пытаясь трением высечь пару искр из корпуса ненаглядной машины. Она этого не оценит... На некоторых корейских автомобилях, например марки KIA , "увлеченное" применение абразива может привести к катастрофическим последствиям - тонкий базовый слой краски легко "протереть" до грунта, вследствие чего в этом месте образуется так называемая дырка. Если есть возможность обойтись локальной обработкой, не надо полировать всю машину. Но если все же абразив необходим, то лучше дважды отполировать более тонким, нежели один раз, но более грубым. После обработки краску необходимо "защитить", то есть обработать защитной полиролью.
Абразивы уместны при матовости ЛКП у старых машин в результате "гаражной" покраски для сведения границ подкраски, шлифовки мелких царапин, выведения стойких пятен (например, от птичьего помета или проникновения капель отработанного масла в микротрещины ЛКП).
Как это делается? На чисто вымытую и просушенную (вытертую) машину небольшими участками наносится полироль, растирается легкими, полирующими круговыми движениями без излишнего нажима. Остатки полироли удаляются чистой, слегка влажной салфеткой или тряпкой. Повторить по необходимости до получения блестящей гладкой поверхности. Полироль не должна высыхать на краске, эту операцию надо проводить "мокрой" полиролью. Подсохшие участки (если таковые все же есть) аккуратно протереть влажной тканью, удалив остатки средства с кузова. В зависимости от глубины царапин надо подобрать тип полироли (по тонкости абразива). По окончании следует тщательно убрать с ЛКП остатки полироли чуть влажной чистой тряпкой.
НА ВКУС И ЦВЕТ...
Цветообогащенные полироли содержат пигменты соответствующей краски, которые заполняют микротрещины. С большими царапинами им (как, впрочем, и всем остальным полиролям) не справиться. Не надо думать, что можно обойтись полиролями там, где спасет только покраска! Сами по себе цветообогащенные полироли не создают защитного покрытия и довольно нестойкие, поэтому часто применяются в различных комплексах - более эффективных. Без этого процент собственно красящего пигмента бывает настолько мал, что зачастую зеленую машину без видимых последствий можно обработать красной полиролью...
КОГДА ПАЛЬМЫ ЛУЧШЕ ПЧЕЛ
Восковые полироли, пожалуй, самые "древние". Они позволяют придать автомобилю лоснящийся, "выставочный" вид. Не обладая выраженным защитным свойством, придают краске глубокий "влажный" блеск и помогают скрыть "волосяные" царапинки и концентрические круги от неправильного ухода за ЛКП. Весьма популярны при подготовке автомашины к продаже, поскольку визуально прекрасно обновляют покрытие. Стойкость обработки не очень высокая. Отличительная особенность - довольно сложно располировывать (из-за густой консистенции восковых добавок).
Встречаются полироли на основе пчелиного воска (ныне уже - экзотика) и растительного (Carnauba). Откуда берется сам воск? С пчелиным все понятно, а вот воск карнаубы образуется на поверхности листьев одноименной восковой пальмы и после высыхания листа легко отделяется в виде тонких пластин. Пластинки нагревают в воде, а после охлаждения воск собирают на поверхности отвара. Эксперты в области "полироливедения", в отличие от Винни Пуха, отдают предпочтение бразильской флоре перед производящей мед фауной. Воск карнаубы, например, широко используется в продукции фирмы Turtle Wax - фирмы весьма солидной и уважаемой, к тому же с очень милой черепашкой в качестве узнаваемого символа марки. По сравнению с пчелиным "экзотический" воск легче наносить- кроме того, он дольше держится на кузове (с учетом того, что восковые полировки держатся совсем недолго).
Эффект от полировки будет ненулевым только в случае ее правильного нанесения. А именно (это только общие рекомендации, которые не освобождают от внимательного прочтения инструкции к продукту):1. Тщательно вымыть и высушить машину. 2. Небольшие участки протереть чуть влажной тканью. 3. Губкой или куском мягкой ткани нанести полироль (ровным тонким слоем). 4. Подождать, пока полироль высохнет до образования матового налета. 5. Располировать до блеска и безупречного скольжения куском мягкой ткани или искусственной замши. 6. Аналогичным образом обработать всю машину.
Располировать воск - не такое уж и простое дело, за пять минут не делается. Полировку надо выполнять аккуратно и не спеша, не допуская "неразмазанных" участков. И еще - полироли из воска нельзя наносить при ярком солнечном свете, иначе их защитные свойства будут утеряны.
ЗАЩИТНАЯ КОМБИНАЦИЯ
Да, любимую машину надо холить, лелеять и защищать - это в высшей степени относится к ее "фейсу", то есть кузову. Защитные полироли представляют собой средства с различными синтетическими добавками типа тефлона, уретана и других подобных веществ. В процессе обработки происходит реакция полимеризации с верхним слоем ЛКП, что позволяет создать защитное покрытие, довольно стойкое к воздействиям окружающей среды, облегчающее мойку машины и способствующее меньшему загрязнению ЛКП. Подвидом защитных полиролей являются также так называемые консерванты (Top Sealer,ы), название которых круче, а суть работы примерно та же самая. В зависимости от фирмы могут быть как очень мощные Sealerы на фоне хиленьких "защитников", так и наоборот.
При соблюдении технологии обработки и в зависимости от выбранного препарата защищают на 1,5-3 месяца (с учетом климатических особенностей сезона). Могут использоваться отдельно или в комплексе по уходу за ЛКП в качестве верхнего слоя. В продаже есть отдельные варианты для покрытий "металлик", хотя, в принципе, защитные полироли универсальны (если иное не оговорено производителем в инструкции). Отдельные фирмы (Blue Coral) поставляют препараты, способные создать защитное покрытие на срок до 4 лет (Polyglycoat), но это уже не просто полироль, а защитный комплекс, который доступен далеко не всем (1000 руб. за флакон).
"УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СОЛДАТЫ"
Однако все чаще в продаже можно увидеть комбинированные средства - два, а то и три "в одном". Они более удобны и требуют меньших усилий. Нету ли здесь какого-нибудь подвоха? Вот мнение одного из сотрудников известной немецкой фирмы, производящей большей спектр автохимии в том числе и полиролей.
"Такие полироли, безусловно, имеют право на существование, и причин тут несколько. Одна из главных причин скрывается в менталитете самого потребителя, который отнюдь не всегда материально готов приобрести несколько флаконов полироли, чтобы приводить автомобиль в порядок. К тому же их мало купить, ими нужно еще и обработать автомобиль, что требует времени, некоторых физических усилий и зачастую определенных навыков. Производитель идет навстречу потребителю и выпускает те самые любительские (в хорошем смысле этого слова) полироли. В состав таких препаратов входят как абразивные, так и консервирующие компоненты. Ни в коем случае не стоит упрекать производителей в какой-либо некорректности. Напротив, тем самым предоставляется возможность избежать некоторых проблем. Например, не обладая определенными навыками работы с профессиональными полиролями-очистителями, велика опасность "перестараться" и буквально ободрать лакокрасочное покрытие или обработать его неравномерно при отсутствии специального полировального оборудования. В случае использования любительских составов подобные последствия исключены".
ОТ ТЕОРИИ - К ПРАКТИКЕ
Выбор полироли зависит в первую очередь от возраста автомобиля и состояния лакокрасочного покрытия. Минимальные финансовые потери понесут владельцы новых и относительно новых автомобилей. На таких автомобилях просто еще не успел образоваться тот самый окислившийся поверхностный слой, который нужно удалить, лакокрасочное покрытие на них относительно новое - таким автомобилям нужно легкое обновление блеска и защита покрытия, следовательно, целесообразно проводить обработку консервирующей полиролью.
Высокопрофессиональными полиролями делать обработку рекомендуется два раза в год, потому что длительность защитного эффекта хорошей консервирующей полироли оценивается приблизительно в 6 месяцев. Рекомендуемое время обработки - осень и весна. Но частоту обработки, в зависимости от своих условий и интенсивности эксплуатации автомобиля, каждый должен определять сам. Можно лишь порекомендовать для наших условий эксплуатации: зарубежные рекомендации делить на коэффициент 2 или даже 3.
Смысл предзимней обработки понятен: покрытие нужно защитить от разрушительных последствий воздействия температурных перепадов и, конечно, от соли и разнообразных химических препаратов, которые являются непременными атрибутами наших зимних дорог. К весне защитное покрытие будет истощено, и нужно его обновить. После обработки, во-первых, восстановится блеск, а во-вторых, легче будут смываться такие загрязнения, как следы от почек деревьев и насекомых, удаление которых обычно является существенной "головной болью".
"СТАРЫЙ ДРУГ" - ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ?
Прихотливым и изнеженным созданиям автомобильной мысли последних десятилетий прошлого века необходим специальный уход. Даже если о возрасте машины хозяин говорит с грустью, ее можно поддерживать в приличном состоянии. Надо следить за сколами, царапинами, пятнами коррозии, заделывать их качественно и вовремя. И для такой машины может понадобиться и абразивная, и цветообогащенная и защитная полировка.
В чем нуждается "старый товарищ"? Заделать царапины и сколы, ликвидировать пятна коррозии на кузове ("цветение"), выполнить абразивную полировку до восстановления гладкости и блеска (если требуется) ЛКП, отполировать цветообогащенной полиролью (желательно полировочной пастой для получения более плотного слоя). Финишный слой - защитная полироль или Top Sealer.
Конечно, такой "слоеный пирог" нужен отнюдь не каждой машине, поэтому в каждом конкретном случае решение за хозяином авто.
Читайте также:
→ Конструкция свечей зажигания, их классификация и маркировка
→ Немного полезного о том, как крутить болты и гайки в японских автомобилях.
→ Автомобильные эксперименты на льду
Нет комментариев. Ваш будет первым!