Зимний «дворник» из силикона
Сердце автомобильного "дворника" – узенькая полоска резины. Чуть было не вырвалось "обычной". Но обычной она была лет десять назад. С тех пор придумали много всякого разного, чтобы щетки чистили лучше, служили дольше и не слишком дорожали.
Основой щетки по-прежнему остается резина, но в чистом виде она применяется все реже и реже, и тому есть немало причин.
Во-первых, она замерзает на морозе и при этом нещадно скоблит стекло. Во-вторых, многочисленные химические препараты, "встречающиеся" на ее пути, заметно разрушают ее – не помогает и то, что делается лента из маслобензостойкой резины. В-третьих, резиновая основа не позволяет развернуться дизайнерской мысли. К тому же в последнее время значительно усложнились профили лент – они стали многоярусными, асимметричными, переменного сечения.
Сейчас для "дворников" чаще всего применяются комбинированные смеси или резиновая лента с различными напылениями. В последнее время основным "компаньоном" резины стал графит. Его применение позволяет значительно снизить коэффициент трения щеток по стеклу. Графит вводится в жидкую резину, благодаря чему он прочно с ней соединяется, образуя однородную массу с крайне низким коэффициентом трения. Так, например, устроены щетки PJ. При этом и стекло, и сама щетка служат гораздо дольше. Но графит – материал не дешевый, по мере износа резины щетку надо заменять, а в ней еще остается много неиспользованного графита. Поэтому на смену простому смешиванию его с резиной пришло напыление. Особенно эффективно напыление графита на горячую резиновую массу. Остывая, графит прочно сцепляется с резиной и образует своеобразную эластичную корку, которая обладает очень низким трением и одновременно большой прочностью. Здесь при обеспечении такого же высокого уровня очистки расход графита намного меньше. Щетки с горячим напылением графита можно купить в автомагазинах.
Не удовлетворившись такой технологией, японцы стали на графитовое напыление наносить дополнительный слой полимера, вместо резины использовать натуральный каучук, усиливая его эластичность силиконом. Таким образом, сначала в борьбу с агрессивными осадками вступает химический нейтральный пластик, он как бы расчищает путь графитовому напылению, удаляющему жесткие микрочастицы, и заполняет при этом микротрещины и повреждения стекла.
Давления, которое оказывают поводки на щетки, вполне достаточно, чтобы такая пластиковая "шпатлевка" надежно сцеплялась со стеклом, а постепенно и полимеризировалась. Силиконовая "прокладка" обеспечивает необходимую эластичность при работе на гнутых и панорамных стеклах с небольшими радиусами кривизны. Такие ленты Lumix предлагает, например, торговый дом "Апико".
Большое распространение получают ленты и вовсе не из резины. Компания "Хорс" из Санкт-Петербурга много лет выпускает силиконовую ленту для стеклоочистителей. Мало того, что она имеет сложный профиль, напоминающий поставленные друг на друга две буквы "Т", лента еще и цветная. Сейчас можно купить около десятка оттенков.
Но на месте не стоит не только химия, вовсю трудятся и дизайнеры – они предлагают то двухрядные щетки, то щетки со спойлерами... Красиво, броско, но вот насколько эффективно – вопрос. Если щетка имеет нормальный профиль, чистую рабочую кромку ("лезвие"), поводок с равномерным прижимом, она и в одиночку справится с грязью и дождем. Спойлер вообще начинает "работать" на скоростях более 110–120 км/ч.
Немногие решаются в снегопад или дождь развивать такую скорость. А мелькание широкой двухрядной щетки вряд ли может улучшить видимость, не раздражая глаза, и без того напряженные ездой в ливень или снегопад.
Текст: Леонид Круглов
http://www.gazeta.ru
Читайте также:
→ Присадки
Нет комментариев. Ваш будет первым!